КОНТРОЛЬ НАДЕЖНОСТИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ВС, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ ПО МЕТОДУ тэо

Общие принципы информационного обеспечения конкретизированы приме­нительно к контролю надежности комплектующих изделий, эксплуатирующихся по методу ТЭО. Необходимым условием применения этого метода (раздел 5.1) для КИ является требование по безопасности полетов ВС в целом, которое фор­мируется таким образом, чтобы единичный отказ данного КИ не приводил к си­туации более опасной, чем усложнение условий полета (УУП). Достаточным ус­ловием применения этого метода является его экономическая эффективность относительно альтернативных методов эксплуатации ТЭР и ТЭП. На современ­ном уровне развития ГА методом ТЭО могут эксплуатироваться 85-90% но­менклатуры КИ на ВС, т. е. практическая реализация метода ТЭО является наи­более актуальной, а методы контроля надежности КИ в целом не зависят от типа ВС, поэтому единая методология контроля надежности может быть применена в отрасли для большинства типов ВС. Решение этой задачи рассматривается далее в форме практической методики контроля надежности КИ.

Эксплуатация комплектующих изделий КИ ВС по техническому состоянию до безопасного отказа является основным направлением снижения эксплуатаци­онных затрат на замену КИ по отработке ресурсов. Контроль надежности КИ является необходимым условием внедрения эксплуатации КИ по методу ТЭО. Такой контроль может выполняться на основе программы надежности [17], на­значение которой, в частности, состоит в выявлении, регистрации и анализе от­казов и неисправностей КИ.

В программе надежности могут содержаться следующие элементы: органи­зационная структура, система сбора данных, методы анализа данных, порядок установления и пересмотра контрольных уровней эксплуатационных характери­стик, порядок пересмотра программы.

Организационная* структура включает комплекс нормативных, эксплуатаци­онных и методических документов, действующих при эксплуатации КИ по ТЭО. Система сбора данных обеспечивает полноту, достоверность и своевременность поступления данных об отказах КИ. По типу ВС собираются данные о досроч­ном снятии КИ с эксплуатации, подтвержденные отказы, донесения с борта, ре­зультаты выборочного инспектирования, функциональных проверок, осмотров в процессе выполнения работ по ТОиР и др.

Контрольные эксплуатационные уровни выражаются в математических ве­личинах, определяющих допустимые уровни надежности.

Удовлетворительными результатами исследования надежности считаются результаты, соответствующие контрольным уровням или имеющие меньшие значения. Контрольный эксплуатационный уровень каждого типа КИ может быть выражен через число отказов на заданное количество часов эксплуатации ВС или число посадок.

Первоначальный контрольный уровень надежности КИ типа ВС устанавли­вается разработчиком на основе анализа опыта эксплуатации такого же или ана­логичного оборудования на других типах ВС. Ежегодно контрольные уровни корректируются на основе полученных эксплуатационных данных, т. е. кон­трольные уровни каждого типа КИ не являются фиксированными. Если в тече­ние какого-либо периода времени контрольный эксплуатационный уровень на­дежности конкретного типа КИ постоянно ниже текущего уровня или сущест­венно превышается, данный уровень пересматривается и делается более реали­стичным.

Необходимым условием пересмотра контрольных уровней надежности КИ является обеспечение требуемого по условиям летной годности уровня надеж­ности соответствующих функциональных систем и ВС в целом.

В программу надежности должно включаться также описание статистиче­ских методов, используемых при оценке характеристик надежности, анализе тенденции изменения и прогнозирования значений характеристик надежности на заданный интервал эксплуатации ВС, а также описание действия, выбираемо­го на основе информации о тенденции и контрольном уровне надежности. Соот­ветствующие действия могут состоять в:

■ актуриальных или технических исследованиях для определения необходи­мости изменения программы технического обслуживания;

■ фактических изменений программы технического обслуживания, связанных

с изменением периодичности (частоты) контроля состояния и его содержа­ния, режимов (периодичности и/или объема) ТОиР;

■ модификации или ремонте систем или агрегатов ВС и др

При проведении контроля надежности агрегатов и КИ ВС, эксплуатирую­щихся по ТЭО, рекомендуется применение следующей процедуры обработки статистической информации.

На основе сведений об отказах и неисправностях КИ и налете ВС для каждо­го агрегата производится поквартальное сравнение текущего уровня надежности с заданным контрольным уровнем сои.

Такое сравнение имеет целью своевременное выявление неслучайных изме­нений уровня надежности и непрерывное наблюдение за тенденцией изменения уровня надежности.

Практически выявление неслучайных изменений уровня надежности сводит­ся к следующему.

Для каждого типа КИ определяются допустимые для 1-го квартала уровни отказов пд путем решения уравнения [50]

Х«(2л* +2)=2<в/Г4, (6.8)

где Ха (2ил+2) — квантиль уровня а= 0.9 у1 распределения с (2ил +2) сте­пенями свободы;

Г, — суммарная наработка в часах совокупности рассматриваемых однотип­ных КИ в течение /-го квартала.

Допустимый уровень отказов представляет собой верхнюю границу ожидае­мого количества отказов на рассматриваемом интервале, в пределах которой с заданной вероятностью отклонения числа отказов имеют случайный характер.

Текущее число отказов в г’-м квартале и. сравнивается с допустимым ndr

Превышение п i допустимого уровня отказов свидетельствует о статистически

значимом превышении заданного контрольного уровня надежности со„, т. е. о неслучайном снижении надежности рассматриваемого типа КИ.

По результатам контроля превышения допустимого уровня надежности в рассматриваемый период эксплуатации выявляются типы КИ, у которых имело место устойчивое (в течение трех и более кварталов) превышение. Для этих КИ проводится проверка наличия тренда, т. е. тенденции к возрастанию значений параметра потока отказов со, на рассматриваемом интервале эксплуатации, а также определяются и прогнозируются на два квартала значения верхней дове­рительной границы регрессионной модели для со,.

Оценка тенденции изменения надежности КИ производится путем построе­ния линейной регрессионной модели изменения параметров потока отказов вида

М (со,^) = а + Ь* і, (6.9)

где Л/(со(-) — математическое ожидание последовательности значений ш,, опре­деляемых для каждого квартала заданного контрольного периода, предшест­вующего рассматриваемому і-му кварталу.

Поскольку линейный тренд в течение времени может изменять свой наклон, последние значения ю(- содержат более информативные данные о тренде и, сле­довательно, должны рассматриваться с большими весами, чем начальные значе­ния.

Дисперсия о,- может быть представлена в виде

Подпись:Т. * R

где а — дисперсия не взвешенных наблюдений;

Tj — наработка рассматриваемого типа КИ в 1-м квартале;

R — коэффициент (в пределах 0,6 — 0,8), учитывающий значимость наблюде­ний в зависимости от их номера;

К — число интервалов наблюдений (кварталов), учитываемых на рассматри­ваемый момент времени.

Оценки параметров потока отказов определяются как отношение количе­ства отказов типа КИ и. к его наработке Т, на г-м интервале наблюдения:

Подпись: ©image97(6.11)

1

С0 *С2 — С,2

Подпись: а Ь image98
Подпись: (6.12)

Оценки параметров регрессионной модели (6.9) определяются с помощью взвешенного метода наименьших квадратов решением системы уравнений

GZ*G3 — Gl*G4

g0*g2-g}

С0 * С4 — С, * G3
G0*G2-Gf

Подпись: а = Подпись: ; ь = Подпись: (6.13)

откуда

где

G0 = Yf, *RK-I;Gl=Yi*Ti*RK~I>G2= Yf *Ti*RK~‘>

її і

(6.14)

g3 =Yiai *Ti GA=Yj*v3i*Ti*RK~I; g5=y$*ti*rK~’ ■

її і

Оценка неизвестного параметра с определяется выражением

Л Л 2 Л 2 А А

о = GS — a *G0-b *G2 -2a*b*Gx. (6.15)

Наличие тренда характеристики надежности конкретного типа КИ устанав­ливается на основе оценки наклона линии регрессии (6.9), для чего проверяется статистическая гипотеза Н0: Ь = 0 против альтернативной гипотезы Н0: b > О на уровне значимости а = 0.9.

G0*G2-G,2

Go

Подпись: а КОНТРОЛЬ НАДЕЖНОСТИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ВС, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ ПО МЕТОДУ тэо Подпись: (6.16)

Условием принятия гипотезы Нх является удовлетворение неравенства

где tk_2 a — квантиль уровня а = 0,9 ґ-распределения Стьюдента с (к-2) степеня­ми свободы.

Для прогнозирования изменения параметра потока отказов в заданном ин­тервале эксплуатации КИ t>k используется выражение

А А

a>(t)=a+b*t. (6.17)

co(f) = a+ b+<j*tk_-

~G2~2t*G,+t2*G<)
Co*G2-G2

Подпись: ■2,а Подпись: 1/2 Подпись: (6.18)

Верхняя доверительная граница прогнозируемых значений ш(/) определялась из выражения

Результаты расчетов по выражениям (6.8 — 6.18) представляются в таблицах и в виде графиков, типовая форма которых показана на рис.6.10.

Горизонтальная ось графиков соответствует номерам кварталов эксплуата­ции ВС, начиная с квартала и года отсчета по текущий момент наблюдений.

Программное обеспечение автоматизированного контроля и анализа тенден­ций изменения характеристик надежности КИ ВС ориентировано на использо­вание ПЭВМ и основано на комплексном использовании разработанного мате­матического (алгоритмического и программного) обеспечения в соответствии с описанным и включает в себя:

■ комплексную программу обработки статистических данных «Nad» для оцен­ки тенденций и прогнозирования изменений характеристик надежности КИ ВС типа;

■ систему управления базой данных (СУБД) типа dBase III Plus (dBase IV, V) для ввода и хранения исходной информации об отказах и наработках КИ и ВС, а также хранения результатов оценки тенденций и прогнозирования из­менений характеристик надежности КИ;

— ZWU “ W(D

— WT(t)

—DW(1)

— ST(1)

—TT(t)

 

6 7 8 J 10 11 12 13 14 И 1* П їв 19 20

 

Рис. 6.10. Результаты контроля надежности пульта управления системы радиооборудования самолета Як-42 за 1993-1997 гг.

 

image99

На Рис.6.10 использованы следующие обозначения изображаемых функций:

2WU удвоенные значения заданного уровня параметра потока отказов * 1000;

W(t) — текущие значения параметра потока отказов * 1000;

WT(t) — значения регрессионной модели параметра потока отказов * 1000;

DW(t) — значения верхней доверительной границы регрессионной модели параметра потока от­казов * 1000;

ST(t) — значения статистического критерия * 200;

TT(t) — значения квантилей t распределения * 200.

■ системы отображения графической информации (пакет деловой графики MsChart либо графические средства пакета Ms Excel) по изменению характе­ристик надежности КИ ВС относительно заданных контрольных уровней на­дежности.

При сохранении графических файлов результатов контроля надежности по всему перечню КИ ВС целесообразно их располагать в отдельной директории.

При проведении инженерного анализа результатов контроля надежности КИ ВС, эксплуатирующихся по техническому состоянию, на основе построенных графиков типа, представленных на рис. 6.10, рекомендуется в выводах акценти­ровать внимание на следующих аспектах:

1. Подтверждает ли проведенный анализ уровней надежности КИ летную год­ность ВС, установленную сертификатом типа.

2. Как изменился для большинства типов КИ уровень надежности в заданный период эксплуатации парка ВС и подтверждается ли, учитывая соответст­вующие экономические преимущества, целесообразность применяемого ме­тода технической эксплуатации этих КИ.

3. Для КИ, у которых имело место многократное превышение текущим коли­чеством отказов допустимого уровня, следует на основе инженерного анали­за причин отказов и условий эксплуатации агрегатов выработать требования к промышленности по повышению их надежности.

4. Для КИ, у которых наряду с превышением допустимого уровня отказов ус­тановлена тенденция к снижению надежности, необходимо на основе инже­нерного анализа причин отказов, условий эксплуатации и экономических по­следствий отказов выработать перечень дополнительных профилактических работ по техническому обслуживанию КИ и мероприятий, обеспечивающих поддержание требуемого уровня надежности.

5. Для КИ, у которых установлен сильный тренд с превышением или достиже­нием параметром потока отказов удвоенного значения заданного уровня, можно предположить наличие интенсивных процессов износа, старения или разрегулировок. В связи с этим необходимо для данных типов КИ разрабо­тать требования к промышленности по повышению надежности и скоррек­тировать режимы ТО вплоть до перевода на эксплуатацию с заменой по ре — сурсу (ТЭР). В противном случае для этих КИ следует ожидать существен­ного увеличения эксплуатационных затрат.

6. В случае наблюдения для отдельных типов КИ явно заниженных или явно завышенных контрольных уровней надежности необходимо выработать предложения по их изменению исходя из условий сохранения при этом лет­ной годности ВС, установленной сертификатом типа.

Изложенная методология контроля надежности КИ реализуется с 1996 г. на самолетах Як-42.

Пример. Контроль надежности КИ, эксплуатирующихся по ТЭО, производится на самоле­тах Як-42 с 1996 г. Перечень агрегатов, эксплуатирующихся по методу ТЭО, определяется бюлле­тенем, а контрольные уровни установлены по согласованию ОКБ и ГосНИИ ГА и утверждены ФС ВТ РФ. Форма представления данных об отказах КИ и результаты расчетов по указанной методи­ке приводятся.

В результате проводимой работы по контролю надежности КИ первоначальный перечень КИ, эксплуатирующихся по ТЭО, расширен с 200 до 560 наименований. Затраты на контроль экземп­ляра КИ составляют для эксплуатанта 0,3-0,5 доллара США (за рубежом 5 долларов США) и оку­паются в первый же год эксплуатации КИ по ТЭО. Формы таблиц и графиков расчета контроль­ных уровней надежности, а также форма установления контрольных уровней государственным органом управления гражданской авиации приводятся далее (табл. 6.6-6.10, рис. 6.11).

Приложение к Решению №

ПЕРЕЧЕНЬ

комплектующих изделий самолета Як-42, эксплуатируемых по техническому состоянию методом ТЭО (Бюллетень №731-БЭ)

Шифр

системы

Наименование системы, агрегата

Тип или индекс агрегата

Кол-

во

Контрольный уровень надежности И»1(ун*10^

021.00.00 СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Фильтр

11ВФ12

3

0.072

Фильтр

11ВФ12-1

4

0.124

Регулятор давления

1227Б

1

0.031

Дроссельная заслонка

1293ДТ

3

0.407

Регулятор абсолютного давления

1314В

3

0.0103

Клапан обратный

1327

7

0.0052

Регулятор подачи воздуха

1408Т

6

0.138

Регулирующая заслонка

1919Т

2

0.094

Регулятор давления

2077АТ

1

0.188

Электроклапан переключения

2259Т

6

0.0052

Радиатор воздухо-воздушный

2385

6

0.0157

Обратный клапан

2509Т

6

0.0052

Клапан обратный

3165

4(6)

0.0078

Блок заслонок

3173

2

0.006

Дроссельная заслонка

3182А

2

0.01

Заслонка

3184

3

0.192

Клапан обратный

3204

3

0.016

Запорный кран

3213

2

0.0062

Электроклапан переключения

4073Т

6

0.016

Термореле

4463БТ-67

2

0.001

Термореле

4463ВТ-15

3

0.072

Термореле

4463ВТ-8

1

0.217

Обратный клапан

4604Т

1

0.019

Обратный клапан

4732

2

0.031

Турбохолодильник

5063АТ(5063Т)

3

0.0103

Командный прибор

5378Т

3

0.435

Рекомендяиии

Подпись:по предоставлению авиапредприятиями сведений об отказах агрегатов и налетах самолетов Як-42

Отказы агрегатов и комплектующих изделий самолетов Як-42, эксплуатирующихся по техническому состоянию

в авиапредприятии

Таблица 6.7

Е

Код

сис­

темы

Шифр

агрегата

Коли­

чество

на

само­

лете

Кварталы 1999 г.

Кварталы 2000 г.

Кварталы 2001 г.

Кварталы 2002 г.

Кварталы 2003 г.

Кварталы 2004 г.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

по

УВ-5М-1

2

5

2

4

6

3

4

4

2

3

1

4

2

5

7

4

5

9

3

7

2

5

8

2

7

Таблица 6.8

Суммарные поквартальные налеты самолетов Як-42 , эксплуатирующихся в авиапредприятии

Кварталы 1999 г.

Кварталы 2000 г.

Кварталы 2001 г.

Кварталы 2002 г.

Кварталы 2003 г.

Кварталы 2004 г.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

9350

11 188

18 276

8100

15 026

18 650

13 308

9960

18 370

20 135

12 107

11300

12050

21 440

13 356

14065

9995

12 540

17255

9880

8632

19 875

10056

13 962

При заполнении таблицы 6.7 сведения о шифре агрегата и коде соответствующей системы самолета берутся из РЭ42. В графу «Количество на самолете» заносится суммарное количество однотипных агрегатов, установленных во всех системах самолета. В остальные графы заносятся сведения о количестве отказов однотипных агрегатов, зафиксированные в карточках учета отказов и неисправностей, картах-нарядах и другой документации эксплуатанта в каждом из кварталов рассматриваемого периода эксплуатации 1999-2004 гг. на всех самолетах Як-42 данного авиапредпрнятия.

В таблицу 6.8 заносятся сведения из формуляров самолетов (ПДО) о суммарном налете всех самолетов Як-42 данного авиапредприятия (соб­ственных и арендованных) в каждом из кварталов рассматриваемого периода эксплуатации 1999-2004 гг.

Превышение допустимого уровня отказов агрегатов самолета Як-42

Код сист.

Агрегат

Количество

агрегатов

Квартальные

превышения

Число

отказов

Допуск

Налет

22

ПНП-72-14

2

4

3

1

13 246

5

5

1

13 346

6

2

1

14 090

7

7

1

17 228

8

7

1

8123

9

2

1

7237

11

2

1

11 775

13

5

1

10 954

14

3

1

10 650

15

5

1

11 568

17

2

1

6401

18

2

1

7852

19

3

1

16 191

20

3

1

11 540

21

4

1

11 326

22

2

1

13 296

23

6

1

15 906

24

4

1

9199

25

9

1

10 043

26

4

1

7416

Результаты анализа тенденции изменения уровня надежности агрегата самолета Як-42

ПНП-72-14

Год

Квар­

тал

До-

пуск

Нара­

ботка

Параметры потока от­казов

Регрессион­ная модель

Верхняя довери­тельная граница

Статист.

критерия

Г-крите-

рий

Установившийся уровень параметра потока отказов = 9.00Е-05

1993

3

1

18 086

2.765Е-05

2.460Е-05

7.927Е-05

1.948

6.3135

1993

4

* 1

13 246

1.132Е-04

9.310Е-05

1.623Е-04

2.754

2.9200

1994

5

* 1

13 346

1.873Е-04

1.706Е-04

‘0.222Е-03

*5.166

2.3533

1994

6

* 1

14 090

7.097Е-05

1.264Е-04

•0.213Е-03

1.512

2.1319

1994

7

* 1

17 228

2.032Е-04

* 0.184Е-03

♦0.247Е-03

* 2.985

2.0151

1994

8

* 1

8123

4.309Е-04

* 0.299Е-03

♦0.399Е-03

* 3.415

1.9431

1995

9

* 1

7237

1.382Е-04

* 0.266Е-03

♦0.381Е-03

* 2.212

1.8945

1995

10

1

8964

5.578Е-05

* 0.184Е-03

•0.306Е-03

0.833

1.8595

1995

11

* 1

И 775

8.493Е-05

1.375Е-04

♦0.237Е-03

0.242

1.8330

1995

12

1

7026

О. ОООЕ+ОО

9.076Е-05

♦0.187Е-03

-0.449

1.8124

1996

13

* 1

10 954

2.282Е-04

1.547Е-04

♦0.240Е-03

0.552

1.7958

1996

14

* 1

10 650

1.408Е-04

1.515Е-04

♦0.222Е-03

0.529

1.7822

1996

15

* 1

11 568

2.161Е-04

* 0.182Е-03

* 0.242Е-03

1.186

1.7708

1996

16

1

8206

0.000Е-00

1.258Е-04

* 0.194Е-03

-0.109

1.7612

1997

17

* 1

6401

1.562Е-04

1.343Е-04

* 0.197Е-03

0.068

1.7529

1997

18

* 1

7852

1.274Е-04

1.320Е-04

* 0.186Е-03

0.016

1.7458

1997

19

* 1

16 191

9.264Е-05

1.104Е-04

1.510Е-04

-0.591

1.7395

1997

20

* 1

И 540

1.300Е-04

1.164Е-04

1.515Е-04

-0.405

1.7340

1998

21

* 1

11 326

1.766Е-04

1.380Е-04

1.706Е-04

0.373

1.7290

1998

22

* 1

13 296

7.521Е-05

1.129Е-04

І.429Е-04

-0.588

1.7246

1998

23

* 1

15 906

1.886Е-04

1.451Е-04

1.737Е-04

0.707

1.7206

1998

24

* 1

9199

2.174Е-04

1.675Е-04

* 0.196Е-03

1.522

1.7171

1999

25

* 1

10 043

4.481Е-04

* 0.264Е-03

* 0.318Е-03

* 2.873

1.7140

1999

26

* 1

7416

2.697Е-04

* 0.277Е-03

. * 0.327Е-03

*3.136

1.7110

Изменение характеристики надежности изделия ПНП-72-14(22)

самолета Як-42

image100

, 2 3 4 5 6 7 в 9 10 11 12 11 14 1S 16 17 16 19 20 21 22 23 24 25 26

Календарное время эксплуатации с 3 кв. 1993 г. по 2 кв. 1999 г.

Рис. 6.11. Результаты расчетов уровня надежности агрегата ПНП-72-14 самолета Як-42