КОНТРОЛЬ НАДЕЖНОСТИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ВС, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ ПО МЕТОДУ тэо
Общие принципы информационного обеспечения конкретизированы применительно к контролю надежности комплектующих изделий, эксплуатирующихся по методу ТЭО. Необходимым условием применения этого метода (раздел 5.1) для КИ является требование по безопасности полетов ВС в целом, которое формируется таким образом, чтобы единичный отказ данного КИ не приводил к ситуации более опасной, чем усложнение условий полета (УУП). Достаточным условием применения этого метода является его экономическая эффективность относительно альтернативных методов эксплуатации ТЭР и ТЭП. На современном уровне развития ГА методом ТЭО могут эксплуатироваться 85-90% номенклатуры КИ на ВС, т. е. практическая реализация метода ТЭО является наиболее актуальной, а методы контроля надежности КИ в целом не зависят от типа ВС, поэтому единая методология контроля надежности может быть применена в отрасли для большинства типов ВС. Решение этой задачи рассматривается далее в форме практической методики контроля надежности КИ.
Эксплуатация комплектующих изделий КИ ВС по техническому состоянию до безопасного отказа является основным направлением снижения эксплуатационных затрат на замену КИ по отработке ресурсов. Контроль надежности КИ является необходимым условием внедрения эксплуатации КИ по методу ТЭО. Такой контроль может выполняться на основе программы надежности [17], назначение которой, в частности, состоит в выявлении, регистрации и анализе отказов и неисправностей КИ.
В программе надежности могут содержаться следующие элементы: организационная структура, система сбора данных, методы анализа данных, порядок установления и пересмотра контрольных уровней эксплуатационных характеристик, порядок пересмотра программы.
Организационная* структура включает комплекс нормативных, эксплуатационных и методических документов, действующих при эксплуатации КИ по ТЭО. Система сбора данных обеспечивает полноту, достоверность и своевременность поступления данных об отказах КИ. По типу ВС собираются данные о досрочном снятии КИ с эксплуатации, подтвержденные отказы, донесения с борта, результаты выборочного инспектирования, функциональных проверок, осмотров в процессе выполнения работ по ТОиР и др.
Контрольные эксплуатационные уровни выражаются в математических величинах, определяющих допустимые уровни надежности.
Удовлетворительными результатами исследования надежности считаются результаты, соответствующие контрольным уровням или имеющие меньшие значения. Контрольный эксплуатационный уровень каждого типа КИ может быть выражен через число отказов на заданное количество часов эксплуатации ВС или число посадок.
Первоначальный контрольный уровень надежности КИ типа ВС устанавливается разработчиком на основе анализа опыта эксплуатации такого же или аналогичного оборудования на других типах ВС. Ежегодно контрольные уровни корректируются на основе полученных эксплуатационных данных, т. е. контрольные уровни каждого типа КИ не являются фиксированными. Если в течение какого-либо периода времени контрольный эксплуатационный уровень надежности конкретного типа КИ постоянно ниже текущего уровня или существенно превышается, данный уровень пересматривается и делается более реалистичным.
Необходимым условием пересмотра контрольных уровней надежности КИ является обеспечение требуемого по условиям летной годности уровня надежности соответствующих функциональных систем и ВС в целом.
В программу надежности должно включаться также описание статистических методов, используемых при оценке характеристик надежности, анализе тенденции изменения и прогнозирования значений характеристик надежности на заданный интервал эксплуатации ВС, а также описание действия, выбираемого на основе информации о тенденции и контрольном уровне надежности. Соответствующие действия могут состоять в:
■ актуриальных или технических исследованиях для определения необходимости изменения программы технического обслуживания;
■ фактических изменений программы технического обслуживания, связанных
с изменением периодичности (частоты) контроля состояния и его содержания, режимов (периодичности и/или объема) ТОиР;
■ модификации или ремонте систем или агрегатов ВС и др
При проведении контроля надежности агрегатов и КИ ВС, эксплуатирующихся по ТЭО, рекомендуется применение следующей процедуры обработки статистической информации.
На основе сведений об отказах и неисправностях КИ и налете ВС для каждого агрегата производится поквартальное сравнение текущего уровня надежности с заданным контрольным уровнем сои.
Такое сравнение имеет целью своевременное выявление неслучайных изменений уровня надежности и непрерывное наблюдение за тенденцией изменения уровня надежности.
Практически выявление неслучайных изменений уровня надежности сводится к следующему.
Для каждого типа КИ определяются допустимые для 1-го квартала уровни отказов пд путем решения уравнения [50]
Х«(2л* +2)=2<в/Г4, (6.8)
где Ха (2ил+2) — квантиль уровня а= 0.9 у1 распределения с (2ил +2) степенями свободы;
Г, — суммарная наработка в часах совокупности рассматриваемых однотипных КИ в течение /-го квартала.
Допустимый уровень отказов представляет собой верхнюю границу ожидаемого количества отказов на рассматриваемом интервале, в пределах которой с заданной вероятностью отклонения числа отказов имеют случайный характер.
Текущее число отказов в г’-м квартале и. сравнивается с допустимым ndr
Превышение п i допустимого уровня отказов свидетельствует о статистически
значимом превышении заданного контрольного уровня надежности со„, т. е. о неслучайном снижении надежности рассматриваемого типа КИ.
По результатам контроля превышения допустимого уровня надежности в рассматриваемый период эксплуатации выявляются типы КИ, у которых имело место устойчивое (в течение трех и более кварталов) превышение. Для этих КИ проводится проверка наличия тренда, т. е. тенденции к возрастанию значений параметра потока отказов со, на рассматриваемом интервале эксплуатации, а также определяются и прогнозируются на два квартала значения верхней доверительной границы регрессионной модели для со,.
Оценка тенденции изменения надежности КИ производится путем построения линейной регрессионной модели изменения параметров потока отказов вида
М (со,^) = а + Ь* і, (6.9)
где Л/(со(-) — математическое ожидание последовательности значений ш,, определяемых для каждого квартала заданного контрольного периода, предшествующего рассматриваемому і-му кварталу.
Поскольку линейный тренд в течение времени может изменять свой наклон, последние значения ю(- содержат более информативные данные о тренде и, следовательно, должны рассматриваться с большими весами, чем начальные значения.
Дисперсия о,- может быть представлена в виде
Т. * R
где а — дисперсия не взвешенных наблюдений;
Tj — наработка рассматриваемого типа КИ в 1-м квартале;
R — коэффициент (в пределах 0,6 — 0,8), учитывающий значимость наблюдений в зависимости от их номера;
К — число интервалов наблюдений (кварталов), учитываемых на рассматриваемый момент времени.
Оценки параметров потока отказов определяются как отношение количества отказов типа КИ и. к его наработке Т, на г-м интервале наблюдения:
(6.11)
1 С0 *С2 — С,2 |
Оценки параметров регрессионной модели (6.9) определяются с помощью взвешенного метода наименьших квадратов решением системы уравнений
GZ*G3 — Gl*G4 g0*g2-g} |
С0 * С4 — С, * G3 |
откуда
где
G0 = Yf, *RK-I;Gl=Yi*Ti*RK~I>G2= Yf *Ti*RK~‘>
її і
(6.14)
g3 =Yiai *Ti GA=Yj*v3i*Ti*RK~I; g5=y$*ti*rK~’ ■
її і
Оценка неизвестного параметра с определяется выражением
Л Л 2 Л 2 А А
о = GS — a *G0-b *G2 -2a*b*Gx. (6.15)
Наличие тренда характеристики надежности конкретного типа КИ устанавливается на основе оценки наклона линии регрессии (6.9), для чего проверяется статистическая гипотеза Н0: Ь = 0 против альтернативной гипотезы Н0: b > О на уровне значимости а = 0.9.
G0*G2-G,2 Go |
Условием принятия гипотезы Нх является удовлетворение неравенства
где tk_2 a — квантиль уровня а = 0,9 ґ-распределения Стьюдента с (к-2) степенями свободы.
Для прогнозирования изменения параметра потока отказов в заданном интервале эксплуатации КИ t>k используется выражение
А А
a>(t)=a+b*t. (6.17)
co(f) = a+ b+<j*tk_- |
~G2~2t*G,+t2*G<) |
Верхняя доверительная граница прогнозируемых значений ш(/) определялась из выражения
Результаты расчетов по выражениям (6.8 — 6.18) представляются в таблицах и в виде графиков, типовая форма которых показана на рис.6.10.
Горизонтальная ось графиков соответствует номерам кварталов эксплуатации ВС, начиная с квартала и года отсчета по текущий момент наблюдений.
Программное обеспечение автоматизированного контроля и анализа тенденций изменения характеристик надежности КИ ВС ориентировано на использование ПЭВМ и основано на комплексном использовании разработанного математического (алгоритмического и программного) обеспечения в соответствии с описанным и включает в себя:
■ комплексную программу обработки статистических данных «Nad» для оценки тенденций и прогнозирования изменений характеристик надежности КИ ВС типа;
■ систему управления базой данных (СУБД) типа dBase III Plus (dBase IV, V) для ввода и хранения исходной информации об отказах и наработках КИ и ВС, а также хранения результатов оценки тенденций и прогнозирования изменений характеристик надежности КИ;
|
|
|
|
|
На Рис.6.10 использованы следующие обозначения изображаемых функций:
2WU удвоенные значения заданного уровня параметра потока отказов * 1000;
W(t) — текущие значения параметра потока отказов * 1000;
WT(t) — значения регрессионной модели параметра потока отказов * 1000;
DW(t) — значения верхней доверительной границы регрессионной модели параметра потока отказов * 1000;
ST(t) — значения статистического критерия * 200;
TT(t) — значения квантилей t распределения * 200.
■ системы отображения графической информации (пакет деловой графики MsChart либо графические средства пакета Ms Excel) по изменению характеристик надежности КИ ВС относительно заданных контрольных уровней надежности.
При сохранении графических файлов результатов контроля надежности по всему перечню КИ ВС целесообразно их располагать в отдельной директории.
При проведении инженерного анализа результатов контроля надежности КИ ВС, эксплуатирующихся по техническому состоянию, на основе построенных графиков типа, представленных на рис. 6.10, рекомендуется в выводах акцентировать внимание на следующих аспектах:
1. Подтверждает ли проведенный анализ уровней надежности КИ летную годность ВС, установленную сертификатом типа.
2. Как изменился для большинства типов КИ уровень надежности в заданный период эксплуатации парка ВС и подтверждается ли, учитывая соответствующие экономические преимущества, целесообразность применяемого метода технической эксплуатации этих КИ.
3. Для КИ, у которых имело место многократное превышение текущим количеством отказов допустимого уровня, следует на основе инженерного анализа причин отказов и условий эксплуатации агрегатов выработать требования к промышленности по повышению их надежности.
4. Для КИ, у которых наряду с превышением допустимого уровня отказов установлена тенденция к снижению надежности, необходимо на основе инженерного анализа причин отказов, условий эксплуатации и экономических последствий отказов выработать перечень дополнительных профилактических работ по техническому обслуживанию КИ и мероприятий, обеспечивающих поддержание требуемого уровня надежности.
5. Для КИ, у которых установлен сильный тренд с превышением или достижением параметром потока отказов удвоенного значения заданного уровня, можно предположить наличие интенсивных процессов износа, старения или разрегулировок. В связи с этим необходимо для данных типов КИ разработать требования к промышленности по повышению надежности и скорректировать режимы ТО вплоть до перевода на эксплуатацию с заменой по ре — сурсу (ТЭР). В противном случае для этих КИ следует ожидать существенного увеличения эксплуатационных затрат.
6. В случае наблюдения для отдельных типов КИ явно заниженных или явно завышенных контрольных уровней надежности необходимо выработать предложения по их изменению исходя из условий сохранения при этом летной годности ВС, установленной сертификатом типа.
Изложенная методология контроля надежности КИ реализуется с 1996 г. на самолетах Як-42.
Пример. Контроль надежности КИ, эксплуатирующихся по ТЭО, производится на самолетах Як-42 с 1996 г. Перечень агрегатов, эксплуатирующихся по методу ТЭО, определяется бюллетенем, а контрольные уровни установлены по согласованию ОКБ и ГосНИИ ГА и утверждены ФС ВТ РФ. Форма представления данных об отказах КИ и результаты расчетов по указанной методике приводятся.
В результате проводимой работы по контролю надежности КИ первоначальный перечень КИ, эксплуатирующихся по ТЭО, расширен с 200 до 560 наименований. Затраты на контроль экземпляра КИ составляют для эксплуатанта 0,3-0,5 доллара США (за рубежом 5 долларов США) и окупаются в первый же год эксплуатации КИ по ТЭО. Формы таблиц и графиков расчета контрольных уровней надежности, а также форма установления контрольных уровней государственным органом управления гражданской авиации приводятся далее (табл. 6.6-6.10, рис. 6.11).
Приложение к Решению №
ПЕРЕЧЕНЬ
комплектующих изделий самолета Як-42, эксплуатируемых по техническому состоянию методом ТЭО (Бюллетень №731-БЭ)
|
Рекомендяиии
по предоставлению авиапредприятиями сведений об отказах агрегатов и налетах самолетов Як-42
Отказы агрегатов и комплектующих изделий самолетов Як-42, эксплуатирующихся по техническому состоянию
в авиапредприятии
Таблица 6.7
|
Таблица 6.8 Суммарные поквартальные налеты самолетов Як-42 , эксплуатирующихся в авиапредприятии
|
При заполнении таблицы 6.7 сведения о шифре агрегата и коде соответствующей системы самолета берутся из РЭ42. В графу «Количество на самолете» заносится суммарное количество однотипных агрегатов, установленных во всех системах самолета. В остальные графы заносятся сведения о количестве отказов однотипных агрегатов, зафиксированные в карточках учета отказов и неисправностей, картах-нарядах и другой документации эксплуатанта в каждом из кварталов рассматриваемого периода эксплуатации 1999-2004 гг. на всех самолетах Як-42 данного авиапредпрнятия.
В таблицу 6.8 заносятся сведения из формуляров самолетов (ПДО) о суммарном налете всех самолетов Як-42 данного авиапредприятия (собственных и арендованных) в каждом из кварталов рассматриваемого периода эксплуатации 1999-2004 гг.
Превышение допустимого уровня отказов агрегатов самолета Як-42
|
Результаты анализа тенденции изменения уровня надежности агрегата самолета Як-42
ПНП-72-14
Год |
Квар тал |
До- пуск |
Нара ботка |
Параметры потока отказов |
Регрессионная модель |
Верхняя доверительная граница |
Статист. критерия |
Г-крите- рий |
Установившийся уровень параметра потока отказов = 9.00Е-05 |
||||||||
1993 |
3 |
1 |
18 086 |
2.765Е-05 |
2.460Е-05 |
7.927Е-05 |
1.948 |
6.3135 |
1993 |
4 |
* 1 |
13 246 |
1.132Е-04 |
9.310Е-05 |
1.623Е-04 |
2.754 |
2.9200 |
1994 |
5 |
* 1 |
13 346 |
1.873Е-04 |
1.706Е-04 |
‘0.222Е-03 |
*5.166 |
2.3533 |
1994 |
6 |
* 1 |
14 090 |
7.097Е-05 |
1.264Е-04 |
•0.213Е-03 |
1.512 |
2.1319 |
1994 |
7 |
* 1 |
17 228 |
2.032Е-04 |
* 0.184Е-03 |
♦0.247Е-03 |
* 2.985 |
2.0151 |
1994 |
8 |
* 1 |
8123 |
4.309Е-04 |
* 0.299Е-03 |
♦0.399Е-03 |
* 3.415 |
1.9431 |
1995 |
9 |
* 1 |
7237 |
1.382Е-04 |
* 0.266Е-03 |
♦0.381Е-03 |
* 2.212 |
1.8945 |
1995 |
10 |
1 |
8964 |
5.578Е-05 |
* 0.184Е-03 |
•0.306Е-03 |
0.833 |
1.8595 |
1995 |
11 |
* 1 |
И 775 |
8.493Е-05 |
1.375Е-04 |
♦0.237Е-03 |
0.242 |
1.8330 |
1995 |
12 |
1 |
7026 |
О. ОООЕ+ОО |
9.076Е-05 |
♦0.187Е-03 |
-0.449 |
1.8124 |
1996 |
13 |
* 1 |
10 954 |
2.282Е-04 |
1.547Е-04 |
♦0.240Е-03 |
0.552 |
1.7958 |
1996 |
14 |
* 1 |
10 650 |
1.408Е-04 |
1.515Е-04 |
♦0.222Е-03 |
0.529 |
1.7822 |
1996 |
15 |
* 1 |
11 568 |
2.161Е-04 |
* 0.182Е-03 |
* 0.242Е-03 |
1.186 |
1.7708 |
1996 |
16 |
1 |
8206 |
0.000Е-00 |
1.258Е-04 |
* 0.194Е-03 |
-0.109 |
1.7612 |
1997 |
17 |
* 1 |
6401 |
1.562Е-04 |
1.343Е-04 |
* 0.197Е-03 |
0.068 |
1.7529 |
1997 |
18 |
* 1 |
7852 |
1.274Е-04 |
1.320Е-04 |
* 0.186Е-03 |
0.016 |
1.7458 |
1997 |
19 |
* 1 |
16 191 |
9.264Е-05 |
1.104Е-04 |
1.510Е-04 |
-0.591 |
1.7395 |
1997 |
20 |
* 1 |
И 540 |
1.300Е-04 |
1.164Е-04 |
1.515Е-04 |
-0.405 |
1.7340 |
1998 |
21 |
* 1 |
11 326 |
1.766Е-04 |
1.380Е-04 |
1.706Е-04 |
0.373 |
1.7290 |
1998 |
22 |
* 1 |
13 296 |
7.521Е-05 |
1.129Е-04 |
І.429Е-04 |
-0.588 |
1.7246 |
1998 |
23 |
* 1 |
15 906 |
1.886Е-04 |
1.451Е-04 |
1.737Е-04 |
0.707 |
1.7206 |
1998 |
24 |
* 1 |
9199 |
2.174Е-04 |
1.675Е-04 |
* 0.196Е-03 |
1.522 |
1.7171 |
1999 |
25 |
* 1 |
10 043 |
4.481Е-04 |
* 0.264Е-03 |
* 0.318Е-03 |
* 2.873 |
1.7140 |
1999 |
26 |
* 1 |
7416 |
2.697Е-04 |
* 0.277Е-03 |
. * 0.327Е-03 |
*3.136 |
1.7110 |
Изменение характеристики надежности изделия ПНП-72-14(22)
самолета Як-42
, 2 3 4 5 6 7 в 9 10 11 12 11 14 1S 16 17 16 19 20 21 22 23 24 25 26 Календарное время эксплуатации с 3 кв. 1993 г. по 2 кв. 1999 г. Рис. 6.11. Результаты расчетов уровня надежности агрегата ПНП-72-14 самолета Як-42 |